Опорные сигналы и опорные конспекты — основные категории технологии обучения В. Они основываются на феномене идентификации словесного образа и текста. Опорные сигналы в системе В. Шаталова — оригинальный вид наглядности, играющий существенную роль.
Шаталов Опорные Схемы
Опора - ориентировочная основа действий: способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности ребенка. Опорный сигнал - ассоциативный символ знак, слово, схема, рисунок и т. Опорный конспект - система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. Основу стереотипа учебной деятельности представляют опорные конспекты сигналы - наглядные схемы, в которых закодирован учебный материал. Работа с опорными сигналами имеет четкие этапы и сопровождается еще целым рядом приемов и принципиальных методических решений.
Его эмоциональные встречи в Концертной студии «Останкино» собирали у экранов телевизоров целые семьи и школьные коллективы, которые горячо приветствовали усиление творческого начала и самостоятельности в деятельности учителя, проводимые в жизнь автором новой методики. В е уже не было повального ажиотажа, но педагог-новатор продолжал преподавать, развивать свое направление, и в году в Москве было открыто учебное заведение дополнительного образования — «Школа-студия Шаталова», где и сейчас работают его ученики и последователи. Создатель методики настаивал на том, что в системе взаимодействия «учитель — школьник» слова учителя должны обретать форму, максимально адаптированную для восприятия учащимися. Такой формой стала так называемая опорная схема ОС — закодированная в виде знаков, символов, образов информация урока. И вскоре возник массовый запрос: вот если бы удалось сделать универсальный вариант ОС — разумеется, не для всех предметов вообще, но для каждого в отдельности: математики, русского языка и т.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.